Цетаноповышающие присадки для дизельного топлива
В настоящее время во всем мире спрос на дизельные топлива высокого качества увеличивается в связи с ростом выпуска автомобилей с дизельными двигателями.
Производство дизельного топлива, соответствующего высоким европейским стандартам качества, невозможно без добавок присадок различного функционального назначения: противоизносных, цетаноповышающих, депрессорных.
К числу наиболее важных относятся цетаноповышающие присадки, которые улучшают воспламеняемость дизельного топлива. Для современных дизелей предпочтительным является топливо с цетановым числом 47–50 с тенденцией к его увеличению до 55. Повышение цетанового числа сокращает период задержки воспламенения и снижает жесткость работы двигателя, позволяет улучшить пусковые характеристики при низкой температуре и уменьшить нагарообразование.
Заводы, производящие дизельное топливо по европейским стандартам, закупают цетаноповышающие присадки в основном за рубежом. Наиболее известные присадки –Kerobrizol (Basf), Hitec 4103W (Afton Chemical Corporation), RV 100 (Total) и др.
В Росси на данный момент актуальной задачей является развитие собственного производства для импортозамещения зарубежных товаров в связи с их дороговизной и недостатком на российском рынке.
Основным активным компонентом цетаноповышающих присадок являются алкилнитраты, преимущественно 2-этилгексилнитрат.
Нами разработана технология получения аналогов 2-этилгексилнитрата на основе некоторых спиртсодержащих побочных продуктов ООО «Газпром Нефтехим Салават»: КОРБС (кубовый остаток ректификации бутиловых спиртов, ТУ 2421-101-05766575-200), ТПРД (тяжелый продукт ректификации 2-этилгексанола, ТУ 2421-120-05766575-2005), а также сивушных масел Уфимского спиртзавода (ГОСТ 17071-91).
Суть разработки заключается в том, что нитруются не один 2-этилгексанол, а смесь спиртов, содержащаяся в выделенных из указанных выше побочных продуктов фракций. Имеющиеся в них примеси: ацетали, диоксаны, сложные эфиры одно- и двухосновных спиртов являются не балластом, а компонентом, улучшающим свойства дизельного топлива.